+7(925)131 71 79
+7(499)975 11 19

Roger D`Arcy, THE BOOK «Акустические проекты Recording Architecture» .

Как делать акустическую отделку студии звукозаписи. 

Акустическая отделка студии включает в себя набор различных материалов, элементов и их комбинаций, применяемый при внутренней обработке студии, необходимый для создания требуемых характеристик звукового поля. В контрольных комнатах акустическая обработка в совокупности с правильным выбором геометрии помещения применяется для создания равномерно распределенного, сбалансированного частотного отклика в как можно более широком спектральном диапазоне. При обработке, как в больших, так и в малых студийных зонах важно не переглушить звук, сделав его «мертвым». Основная задача – соблюсти акустический баланс во всем слышимом диапазоне от 20 Гц до 20 кГц.

акустическая отделка студии записи

В этих целях, а также из-за сравнительно большой длины звуковой волны на низких частотах, рекомендуется использовать не только пористые поглотители, но и абсорберы, работающие по другим принципам. Пористые поглотители эффективны в том случае, когда молекулы воздуха движутся в волне звукового давления (компонент скорости), и когда длина этой волны не превышает более чем в 4 раза толщину поглотителя.  Например, на 400 Гц длина волны составляет 850 мм, поэтому толщина поглотителя должна быть не менее ¼ от этого, то есть не менее 200 мм. Из-за того, что воздух не движется на границе раздела сред, 100 мм поглотитель относят и закрепляют на расстоянии 100 мм. от стены/потолка. Подобное применение пористых абсорберов весьма практично, и получило широкое распространение.  

 

Абсорбция/диффузия при помощи решетчатых конструкций. 

акустическая отделка студии перфорированными панелямиМетодика установки деревянных планок с различными воздушными промежутками между ними известна давно. Зазоры между планками должны повторяться и составлять 5 мм, 8 мм и 10 мм. Монтаж производится на деревянный каркас, внутрь которого проложена акустическая пена или минеральная вата. Данная конструкция поглощает звук по принципу резонатора Гельмгольца, обладает рассеивающим свойствами в области 1 кГц и, что достаточно важно, отражает звуковые волны на высоких частотах, помогая таким образом соблюсти требуемый акустический баланс. Обычно, дифракторы этого типа устанавливаются на тыловой стене либо подвешиваются на потолок в центре контрольной комнаты студии, и, помимо прочего, позволяют формировать волновое поле рассеянного звука. Делая глубину воздушного зазора позади дифракционной решетки различной, можно добиться расширения рабочего диапазона  частот, поглощаемых конструкцией. 

 

 

чертеж акустической отделки студииакустическая обработка студии

 

акустическая обработка стены студии

 

Мембранное звукопоглощение.

Одной из самых важных методик работы со звуком в контрольной комнате студии является поглощение низких частот при помощи мембран. Будучи чувствительной к давлению, мембрана за счет своих вязкоупругих свойств, преобразует часть звуковой энергии в колебательные движения и поглощает ее. Мембранное поглощение абсолютно не зависит от длины волны. Максимумы звукового давления наблюдаются в углах помещения,  таким образом, именно там следует размещать абсорберы мембранного типа. Сама мембрана должна обладать значительной массой и жесткостью для того чтобы накапливать энергию давления звуковой волны, и, в то же время, быть достаточно эластичной, для того чтобы совершать колебательные движения, и рассеивать накопленную энергию в виде тепла.  

Все указанные характеристики будут соблюдены, если изготовить герметичную камеру прямоугольной формы и поместить ее непосредственно за мембраной. Получится конструкция, похожая на прямоугольный односторонний барабан. Внутрь следует проложить пористый поглотитель типа минеральной ваты или акустической пены, и поместить все устройство на стене или потолке помещения.

Как указывалось ранее, данный  поглотитель не зависит длины волны, поэтому при толщине всего 150 … 200 мм он эффективно работает в низкочастотной области спектра. Также важно, что он не вносит избыточное поглощение высоких частот, что неизбежно произошло бы при использовании его пористого аналога.

акустическая отделка потолка студии

акустическая обработка студии записи

 

Звукопоглощение с помощью перфорированных конструкций. 

Традиционные звукопоглощающие элементы и конструкции, используемые в студиях различного назначения, обычно затягиваются звукопрозрачной тканью. Это делает их похожими одна на другую, и не дает особого пространства для дизайнерской мысли. В этом плане перфорированные панели оставляют значительно больший простор для творчества и позволяют не прятать акустическую начинку за тканью, а наоборот показывать ее. Перфорированная панель обеспечивает значительную диффузию средних и высоких частот, кроме того, сами отверстия выступают в роли поглотителя Гельмгольца, и работают в средней и низкочастотной области спектра. Если на заднюю часть панели закрепить акустическую пену и поместить всю конструкцию на некотором удалении от стены, то эффективность диффузора увеличится, а спектральный диапазон расширится. Данные устройства также не вносят избыточного поглощения высоких частот, свойственного стандартным пористым абсорберам. 

акустическая обработка студий записи музыки

В студийных помещениях очень важно соблюсти акустический баланс в широкой полосе частот. Стандартные методы акустической обработки с использованием пористых поглотителей на основе минеральной ваты или акустической пены разной толщины и плотности просто не позволяют этого сделать, так как в принципе не способны справиться с задачами низкочастотного поглощения. При снижении частоты длина волны звукового давления неизбежно возрастает, достигая уже на 100 Герцах расстояния в 3,4 метра. В точке, соответствующей ¼ длины волны, где скорость движущихся молекул воздуха начинает позволять пористое поглощение, толщина абсорбера становится слишком велика и непрактична. Также возникает диспропорция, связанная с избыточным поглощением высоких частот наряду с недостаточным поглощением низких. Таким образом, комбинация мембранных, пористых и перфорированных акустических материалов абсолютно необходима для достижения верного акустического баланса в студии. 

отделка студий

 

Пятьдесят на пятьдесят (50/50)

отделка студии поглотителем

Очень эффективна акустическая обработка стен или потолков методом «шахматной доски». Вначале монтируется отстоящий на 100 мм от стены деревянный каркас из бруса сечением 50 мм х 100 мм и полностью прокладывается акустической пеной толщиной 100 мм. Решетка каркаса имеет ячейку 600 мм х 600 мм. Затем половина ячеек в шахматном порядке закрывается перфорированными листами из ДВП. Диаметр перфорации 3 мм, шаг 38 мм, толщина ДВП 3 … 4 мм (обращаем ваше внимание, что данная плита не является аналогом имеющихся в продаже листов ППГЗ). Таким образом, формируется конструкция, работающая как поглотитель Гельмгольца. В сочетании с равномерно распределенными звукоотражающими площадками ДВП и поглощающими свойствами пористой акустической пены, эта конструкция прекрасно работает в широком диапазоне частот, и в частности, особенно эффективна в вокальных комнатах, а также в помещениях для записи и прослушивания музыкальных инструментов, где требуется сдержанная, «сухая» акустика. Кроме того, устраняется крайне нежелательный эффект «ватного» безэхового помещения на высоких частотах, в то время как на средних и низких комната перенасыщена отражениями. 

 

Трансформируемая акустика. 

Для записи разных источников звука в одном и том же, чаще всего небольшом, помещении, иногда возникает потребность в изменяемой, трансформируемой акустике. Одним из самых простых решений данной задачи является применение двусторонних панелей, поглощающих с одной стороны и отражающих/рассеивающих с другой. По необходимости панели вешаются той или иной стороной на специальные крючки или петли, создающие дополнительный воздушный зазор между стеной и панелью. Даже если отражающая часть обращена лицом в комнату, тыловая все равно поглощает рассеянную энергию средних и высоких частот. Панель изготавливается из листа МДФ толщиной 12 мм … 15 мм и акустической пены 100 мм.    

По вопросам приобретения книги (на англ. языке) вы можете обратиться в Московский офис компании «Recording Architecture», компанию ASPD Архитектура и Акустика.